Уроки жизненной мудрости Семи Мудрецов, начертанные на стенах дельфийского Храма:
Познай самого себя
Ничего сверх меры
Мера - важнее всего
Всему свое время
Главное в жизни - конец
В многолюдстве нет добра
Ручайся только за себя
В данной теме Семь Мудрецов - собирательный образ мудрецов всех времён.
Разные источники в качестве «семи мудрецов» называют несколько имён в различных комбинациях. Разнообразие списков обусловлено их «привязкой» к определённому месту и времени, поскольку они появлялись в Греции благодаря практике проведения соревнований между мудрецами. Эти соревнования проходили во время Олимпийских и Пифийских игр, а также на других греческих праздниках. Поэтому общее количество мудрецов значительно превышает число семь. Состав варьируется в зависимости от источника: всего 17 имен в разных комбинациях. Семь мудрецов (санскр. Саптаршаяс) — в индийской мифологии группа персонажей божественного или полубожественного происхождения. Часто в этой группе объединяются «духорожденные» сыновья Брахмы, именующиеся Праджапати, изначальные творцы, позднее в её состав включают великих мудрецов и другого происхождения. Иногда отождествляются с Ангирасами. В некоторых версиях мифа о потопе Семь мудрецов сопровождают Ману на корабле. В индийской астрономии Семь мудрецов отождествляются с созвездием Большой Медведицы. «Книга о семи мудрецах» сложилась в Индии и в различных переработках была известна в Средние века в Персии, на Ближнем Востоке, в Византии и Европе. В 3 в. н.э. в Китае образовался круг даосских учёных известный как "Семь мудрецов бамбуковой рощи".
Что касается семи [мудрецов] (о которых здесь также стоит упомянуть в общих чертах), то о них ходят толки такого рода. Дамон Киренский, написавший “О философах”, порицает всех, но особенно семерых. Анаксимен [из Лампсака] говорит, что они все посвятили себя политике, а Дикеарх — что они были и не мудрецами, и не философами, а просто умными людьми и законодателями. Архетим Сиракузский записал их беседу у Кипсела (на которой, по его словам, он присутствовал сам), Эфор же [говорит, что они встретились] у Креза, за исключением Фалеса. Одни говорят, что они встретились в Панионии, другие — что в Коринфе, третьи — что в Дельфах. Предмет разногласий составляют и их изречения, которые приписывают то одному, то другому [из них], как, например, это:
Мудр был лакедемонянин Хилон, изрекший: “Ничего слишком; все хорошо, что в меру”.
Спорят и об их числе. Меандрий вместо Клеобула и Мисона включает в канон Леофанта, сына Горгиада, лебедосца (или эфесца) и Эпименида Критского; Платон в “Протагоре” — Мисона вместо Периандра; Эфор — вместо Мисона Анахароиса; другие вносят в описок Пифагора. Дикеарх передает нам [имена] четырех, признанных всеми, — Фалеса, Бианта, Питтака, Солона — и называет поименно еще шестерых, из которых [надлежит] выбрать трех:
Аристодема, Памфила, Хилона Лакедемонского, Клеобула, Анахарсиса, Периандра. Некоторые присоединяют Акусилая, сына Каба или Скабра, Аргосца. Гермипп в книге “О мудрецах” называет семнадцать [мудрецов], из которых разные [писатели] выбирают семерых по-разному, а именно: Солона, Фалеса, Питтака, Бианта, Хилона, <Мисона>, Клеобула, Периандра, Анахарсиса, Акусилая, Эпименида, Леофанта, Ферекида, Аристодема, Пифагора, Ласа, сына Хармантида или Сисимбрина, или, согласно Аристоксену, Хабрина, из Гермионы; Анаксагора. Гиппобот в “Списке философов” [называет] Орфея, Лина, Солона, Периандра, Анахарсиса, Клеобула, Мисона, Фалеса, Бианта, Питтака, Эпихарма, Пифагора.
2. ПЛАТОН. Протагор, 343 а:
К их [лаконствующих философов] числу принадлежали Фалес из Милета, Питтак из Митилены, Биант из Приены, наш Солон, Клеобул из Линда и Мисон из Хены, а седьмым меж ними числился лакедемонянин Хилон. Вое они были ревнителями, поклонниками и учениками лаконского строя, и нетрудно заметить, что это наложило отпечаток на их мудрость: краткие и достопамятные изречения каждого из них. ...
Хармид: Я утверждаю, что “самообладание” (sophrosunê) означает почти то же самое, что и “знание самого себя”, и я согласен в этом с тем, кто посвятил в Дельфах [Аполлону] подобную надпись... ибо “знай себя” и “владей собой” — одно и то же, как утверждают надписи и я [вместе с ними]...
3. СТОБЕЙ, “Изречения Семи мудрецов” [из собрания] Деметрия Фалерского
1. КЛЕОБУЛ, сын Эвагра из Линда, изрек: 1. Мера лучше всего. 2. Отца надо уважать. 3. Будь здоров и телом и душой. 4. Будь любослух, а не многослов. 5. [Лучше быть] ученым, чем неучем. 6. Будь одержан на язык. 7. Добродетели — свой, пороку — чужой. 8. К несправедливости питай ненависть, благочестие блюди. 9. Согражданам советуй наилучшее....
2. СОЛОН, сын Эксекестида, афинянин, изрек: 1. Ничего слишком. 2. В судьи не садись, а не то будешь врагом уличенному. 3. Избегай удовольствия, рождающего страдание. 4. Добропорядочность (kalokagatia) нрава соблюдай вернее клятвы. 5. Скрепляй олова печатью молчания, а молчание — печатью подходящего момента (kairos). 6. Не лги, но говори правду. 7. Радей о честном. 8. Родители всегда правы...
3. ХИЛОН, сын Дамагета, лакедемонянин, изрек: 1. Знай себя. 2. Выпивая, не болтай: промахнешься. 3. Не грози свободным: нет на то права. 4. Не хули ближних, а не то услышишь такое, от чего огорчишься. 5. На обеды друзей ходи медленно, на беды — быстро....
4. ФАЛЕС, сын Эксамия, милетец, изрек: 1. Где порука, там беда. 2. Помни о присутствующих и отсутствующих друзьях. 3. Не красуйся наружностью, а будь прекрасен делами. 4. Не обогащайся нечестным путем. 5. Пусть молва не ссорит тебя о теми, кто пользуется твоим доверием....
5. ПИТТАК, сын Гирраса, лесбосец, изрек: 1. Знай меру. 2. О том, что намерен делать, не рассказывай: не выйдет — засмеют. 3. Полагайся на друзей. 4. Что возмущает тебя в ближнем, того не делай сам. 5. Горемыку не брани: на то есть гнев богов....
6. БИАНТ, сын Тевтама, приенец, изрек: 1. Большинство людей дурны. 2. Надо посмотреть на себя в зеркало, сказал он, и если выглядишь прекрасным — поступай прекрасно, а если безобразным — то исправляй природный недостаток добропорядочностью. 3. Берись [за дело] не спеша, а начатое доводи до конца. 4. Не болтай: промахнешься — пожалеешь....
Источник: Фрагменты ранних греческих философов, ч. I п/р А. В. Лебедева М.,1989
Несмотря на то, что эти противоречивые сведения дают нам лишь общее представление о Семи Мудрецах, можно быть уверенным, что сами они понимали друг друга без лишних слов. Поскольку в основе их понимания мира была Мудрость Времён!