Море Ницше
Море Ницше

Море вечностиГостевая книгаБиблиотека Острова ЭхоПереход на Остров Эхо






Фридрих Вильгельм Ницше (нем. Friedrich Wilhelm Nietzsche),
15 октября 1844, Рёккен, Пруссия — 25 августа 1900, Веймар, Германия —
немецкий философ, поэт, композитор, культуролог, представитель 
иррационализма. Он подверг резкой критике религию, культуру и мораль 
своего времени и разработал собственную этическую теорию. Ницше был 
скорее литературным, чем академическим философом, и его сочинения носят 
афористический характер. Философия Ницше оказала большое влияние на 
формирование экзистенциализма и постмодернизма, и также стала весьма 
популярна в литературных и артистических кругах. Интерпретация его 
трудов довольно затруднительна и до сих пор вызывает много споров.

Так говорится в энциклопедии...

Но как говорит ницшеанский Заратустра об авторе? А как скажет эхо поэта?
А что значит философ-поэт и чем отличается от академического?
На эти вопросы попытаемся ответить вместе с вами.


НИЦШЕПЛАН

Я   слишком  многого  потребую  от  вас,
	Вы,  мой  читатель -  это  странствующий  ум,
	Что  всё  сомненьям  подвергает  в  море  дум
	И  сам он - море,  синий   свет  спокойных  глаз...

Я  много  времени  потребую  взамен
	Того,   что  скрыто  за  строкой.  Хочу  отдать
	Я  в  море  штиль,  и  шторм,  и  шалость.   Благодать,
	Коль  это  море  -  ваш  источник  перемен.

Пути  нехоженые  -  смелому  награда,
	Раздумье  благостное  -  сила  изнутри,
	А  непонятное  -  лишь  камешки  в  пути.
	Путь  не  бывает  без  преград.   В  уме  преграда...



Переложения в ритмы и посвящения публикуются на форуме - раздел Семь Морей.
Публикации на Стихи.Ру
 Афоризмы Мудрейшие, вам говорю!
 О видении и загадке
 С высоких гор
 Песня чародея  и другие...


Сайт, посвящённый Фридриху Ницше

Предисловие книги "Море Ницше"


Случается любовь с первого взгляда, а у меня она случается с первой интонации авторской мысли, 
условленной душой в книге или музыке. Глубокие мысли, даже самые оригинальные, имеют 
единый корень, но интонация, авторское звучание новой формы той изначальной мысли… 
она-то неповторима. Так я влюблялась не раз… в мысли античных философов и 
древнекитайских поэтов, реже это происходит с мыслями современников, к которым отношу авторов 
ближайших веков. Оказывается, что и переводчик, вносящий естественным образом в перевод текстов 
свою лепту, не мешает резонансу с душой автора, узнаванию в нём подобия своим чувствам и мыслям. 
Таким была и остаётся моя вневременная влюблённость в философию трудов Фридриха Ницше. 
Благодаря интонации самовыражения его богоподобной души. А те, кто видят в его произведениях 
отрицание Бога, обманываются, воспринимая внешнее, подобное себе, 
и не замечая главное, глубинного жемчуга...

ЭХО    НИЦШЕ  -  фрагменты  книги  «МОРЕ  НИЦШЕ».

  ПЛЯСОВАЯ   ПЕСНЯ

   Так  говорил  мне  Заратустра…


О,  Жизнь! 

В  глаза  твои... 
Взглянул  недавно  я.

Сверкало  золото  в  ночи  прекрасных  глаз...
И  стало  тихо  в  сердце,  словно  в  первый  раз
Оно  желаньем  возгорелось  от  Огня...

И  золотой  челнок  по  волнам  темных  вод,
То  появляясь,  то  ныряя,  звал  меня...
А  ноги  в  пляс  рвались,  желанием  горя,
И  ты,  смеясь,  звала  меня  в  свой  хоровод.

Своими  маленькими  ручками  едва
Ты  к  кастаньетам  прикоснулась,  и  ожили
В  безумной  пляске  ноги,  в небо  воскружили,
И  устремился  я  к  тебе,  но  ты  слегка...

Лукавым  взором  поманив,  уж  оттолкнула!
Зашелестели  кольца  локонов  твоих.
От  этих  змей  отпрянув,  я  и  сам  затих...
Остановилась  ты,  головкою  кивнула...

Я  прочитал  во  взгляде  страстное  желанье!
О,  как  ты  учишь  по  кривым  путям  ходить!
Твоим  коварством  обучался  я  здесь  жить,
Чтоб  нынче,  рядом,  угадать  твое  призванье!

Вблизи  боюсь  тебя,  вдали  же  -  обожаю.
Коль  ты  бежишь,  то  завлекаешь,  а  стоишь...
Страдаю  я,  а  ты,  взыскуя,  говоришь...
Чего б  ни  сделал  для  тебя...  я  и не  знаю...

Воспламеняет  холод  твой  и  обольщает
Твоя  надменность,  а  насмешливость  волнует.
Кто  возлюбил  тебя,  отчаянно  ревнует
Святую  грешницу,  что  столько  обещает...

Куда  влечешь  меня  теперь,  Верх  Совершенства?
Неукротимая!  Ты  снова  убегаешь?
Неблагодарная,  о  ком  же  ты  мечтаешь,
Не  обо  мне  ли?  Дай  хоть  капельку  блаженства!

Я  за  тобой  стремлюсь,  хоть  пальчик  мне  подай!
О,  тут  пещеры!  Ты  же  можешь  заблудиться!
Стой,  подожди!  Сова  летит...  Ах,  ты  дразниться?
Да  ты...  сова?  Собака?  Серна?   Угадай...

Как  мило  скалишь на  меня  ты  белы  зубки!
А  глазки  злые  как  сверкают  из  кудрей...
Вот  это  танец!  Чудный  танец  средь  зверей!
Вот  ты  и рядом, попрыгунья,  вот  минутки!

Лети  быстрее...  Ну  же,  ввысь!  Ах...  Я  упал!
Смотри,  надменная,  молю  я  о  пощаде
И  о  тропе  любви  молю,  как  о награде,
О  глубине,  где  злато - рыбки...   Кто  бы  знал.

Ты  утомилась?  Вот...   вечерняя  заря,
А  вот  пасутся  овцы  в  зелени  полей...
Под звук  свирели  мне б  уснуть   с  тобой  скорей.
Устала  ты?  Я  отнесу  туда  тебя...

Но,  если  жажду  испытаешь,  я   найду
Чем  напоить  тебя!   Да  вряд  ли  станешь  пить.
Змея!  Проклятая  колдунья!  Дай  пожить!
Но  ускользаешь ты  мгновенно  на  беду...

Устал  я  вечно  пастухом  твоим  здесь  быть!
Я  до  сих  пор  тебе  пел  песни,  чаровница,
Зато  теперь ты  закричишь,  как  кобылица!
Вот  моя  плетка,  как  я  мог  о  ней  забыть?

И  отвечала  Жизнь,  зажав  руками  ушки,
-  О,  Заратустра!  Да  не  щелкай  этой  плеткой!
   Ведь  убивает  шум  все  мысли,  бой  трещеткой...
   А  мне  как  раз...  явились   нежные  пастушки...

С  тобою  оба  мы  вне  зла  и  вне  добра!
Мы  не  творим  ни  то,  ни  это, ни  другое...
Нашли  мы  остров  свой  зеленый,  как  благое
Святое  Место,  по  ту  сторону  от  сна.

Должны  жить  в  мире  и  согласии  с  тобой!
И  даже,  если  мы не  любим  полным  сердцем
Друг  друга  нынче,  то  зачем  казаться  перцем?
Ведь  хорошо  я  отношусь  к  тебе,  друг  мой.

А  зачастую,  даже  слишком  хорошо!
Все  оттого,  что  ревность  мучает  к  твоей
Любимой  Мудрости,  вот дура  -  всех  дурей...
Да  сумасшедшая  карга,  скажу   еще...

Что  если  вдруг  она  тебя  покинет,  милый?
То  и  любовь  моя  к  тебе угаснет  тут  же!
И  оглянулась  Жизнь  задумчивая:  -  Ну  же!
Не  слишком  верен  ты  мне,  друг  неутомимый...

Я  замечаю,  что  не  так  меня  ты  любишь,
Как  говоришь,  и  что  покинуть  вскоре  хочешь...
Под  гулкий  колокол  беду  себе  пророчишь...
Я  знаю  Все,  но   кое - что...  ты  не  забудешь...

И  я,  колеблясь, отвечал  невольно: -  Да...-
Да  кое - что  еще  на  ушко  ей  сказал...
От  взгляда  жесткого  я  тут  же  замолчал...
-  Ты  знаешь  это?  Заратустра...  Никогда!!!

Никто  не  знает  и  не  может  это  знать!  -
Едва  услышал  от  нее  я  тихий  шепот.
Заря  погасла  под немолчный  моря  рокот...
Мы  оба  плакали...  Что  нынче  вспоминать...

В  тот  раз  она  была мне  Мудрости  милее,
И  я  любил  ее  как  будто  бы  впервые!
Меня  ласкали  кудри  Жизни  золотые,
И  в  те  минуты  становился  я  сильнее...

  Так  говорил  мне  Заратустра...  так  и  я,
  Как  эхо  горное  вторю  ему,  любя…


     СРЕДИ   ДОЧЕРЕЙ   ПУСТЫНИ



     Так  говорит  мне  Заратустра…
Пустыня  ширится  сама  собою…   Горе
Тому,  кто  сам  таит  пустыню  в  каждом  взоре.
  Той  самой  Бездны  та  Пустыня  отраженье -
 Звезды  танцующей  безумное  круженье...

   ((()))

Все  так  торжественно!  Совсем   по -  африкански.
Достойно  даже  льва  и  хитрой  обезьяны,
Что  ревуном  морали  звали  те,  что  пьяны...
-  Я  здесь  совсем  ничто  для  вас,  подруги  царски...

И  все  же  здесь,  подруги  милые.  Селам...
На  долю  счастие  приплыло,   как  бальзам.

А,  между  тем,  у  ваших  ножек  бесподобных
Мне  радость  выпала  сидеть,  в  подножье  пальмы.
Мне,  европейцу,  восхитительные  Мальвы!
Почти  в  самой  пустыне  средь  колючек  скромных...

Оазис  крохотный  меня  вдруг  поглотил,
Раскрыв  навстречу   ротик,  пахнущие  губки...
Я  из  ничто  своей  пустыни  в  их  минутки
Попал,  ворвавшись  и,  внезапно,  проскочил!

И  вот  я  здесь,  подруги  милые.   Селам!
На  долю  счастие  приплыло,  как  бальзам.

Да...  Слава  оному  киту,  в  ком  хорошо
Быть  гостем  званым!  Вам  понятен  мой  намек?
Когда б  с  китова  чрева  мчались  наутек,
И  я б  бежал...  Но  здесь так  мило  и грешно...

Я прибыл  к  вам,  в  брюшко – оазис…  из  Европы,
Что  недоверчивей  всех  старых  женок  в  мире.
Она,  Европа,  неподвластная  сатире,
Меня  поправит  под  устойчивые  строфы...

Переслащенный,  словно  финик  перезрелый,
Я  вожделений  золотистых  полн,  как  он.
Томлюсь  по  девичьей  мордашке,  сам  как  стон,
По  белоснежным  зубкам  белым  и  умелым.

По  ним - то  именно  сердца  всегда  тоскуют...
А  я  лежу,  как  этот  южный  плод,  похожий
Сверх  всякой  меры  на  него  горелой  кожей,
А  рой  крылатый  дуги  вкруг  меня  рисует...

В  игривой  пляске  рея  также  вкруг  порхают
Причуды  ваши  и желаньица  младые,
Слегка  язвительные,  нежные,  немые...
Вы  кошки - девочки,  что  мысли  подрезают...

Осфинксовали  вы  меня,  Дуду,  Зулейка.
Чтоб  эти чувства  в  Слово  оное  вместить,
(Великий  Господи,  прошу  меня  простить,
Не  устоять  ото  греха...  а  сам  сумей - ка)...

И  я  сижу,  вдыхая  райский  воздух,  право...
Наичистейший  и  прозрачно - золотистый.
Такого  воздуха  не  знал  поэт  искристый,
Что  в  древнегреческой  поре  творил  под  "браво".

Хотя...  сомнительно,  -  я  прибыл  из  Европы,
Что  недоверчивей  всех  старых  женок  в  мире,
Что  не  подвластна  ни  унынью,  ни  сатире,
Пусть  сам  Господь  исправит  кривенькие  строфы...

А  этот  воздух!   Словно  в  кубки  разливая,
Вдыхая  ноздрями,  раскрытыми  широко,
Как  в  безвременье  средь  подруг   сижу  глубоко,
Не  вспоминая  ничего,  не  ожидая...
 

Смотрю  на  пальму,  что  подобно  танцовщице
Тут  изгибается  и  ластится,  качаясь...
И долго,  долго,  в  одиночестве  играясь,
Совсем  забыла  про  вторую  ножку  - Ницше...

По  крайней  мере,  тщетно  я  совсем  старался
Ту  прелесть,  скрывшуюся  где - то,  рассмотреть.
Тех  близнецов  единства  прелесть не  узреть...
Хоть  я...  второю  ножкой  быть  в  уме  пытался.

И,  если вы,  подруги, верите словам,
То  пальма  эту  прелесть  вовсе  утеряла.
Ее  уж нет!  И, хоть  давно она страдала,
Но  не  нашла   вторую  ножку... О,  Селам!

Где,  одинокая,  грустит  она  в  разлуке?
Быть  может,  в  ужасе  пред  зверем  златогривым?
Или  изъедена  до  кости  тем  игривым
Голодным  зверем  и  теперь  страдает  в  муке...

О,  да  не  плачьте  же!  Не смейте   плакать  вы,
Созданья  нежные  и  сладкие  сердца!
Ваш  кошелек - мешочек  пуст  не  до  конца,
В  нем  корешочек  сладкий  редкой  вкусноты...

Зулейка,  бледная  Дуду,  не  смейте  плакать!
Иль,  может  быть,  уместней  здесь  иное  средство,
Что  боль  уймет?  Вот  -  европейское  соседство,
А  вот  -  достоинство  и  честь,  желанье  "такать"...

Вот  -  добродетелью  надутый  старый  мех.
Шипи,  свисти  и  дуй  еще  морали  ревом,
Пред  дочерьми  пустыни  словом, словно йодом.
Весь  жар  души  и  страсть  свою  подняв  на  смех...

Вой  добродетели  исконно  европейской
Вам  непонятен.   Этот  волчий  аппетит...
О  да,  пред  вами  - европейца  страсть  кипит,
Я  не могу  иначе...  Мир  мой  вам - плебейский...
    ((()))
Пустыня  ширится  сама  собою…   Горе!
Тому,  кто  сам  таит  пустыню  в  каждом  взоре...

СВЕРШЕНИЕ      (Песнь  Чародея)



Итак,  свершилось  то,  что  было суждено!
Свершенья  этого  ждет  каждая  душа,
Что  на  земных  орбитах  срока,  не  спеша
Проходит  Путь,  и  ждет,  и  верит:  -  Ей  дано!

Ей  заповеданы  падения  и  взлеты,
Высокогорье,  и  ущелье,  и  равнина,
Туман  над  морем,  и  великая   стремнина,
Дерзанья  днем,  и  ночью  смелые  полеты...

Она  живет  святым  лишь  духом,  только  им.
В  Священной  Троице  Она  и  есть  тот  дух:
Отец  и  сын  и  Сила  женская  для  двух!
Когда б  ни  Мать  Природа,  где  бы  быть  другим?

О,  Тайна  Жизни!  Ты  прекрасные  мечты
В  нас  пробуждаешь,  и  великие  стремленья.
О,  Полдень  Жизни,   долгожданные  свершенья,
Явитесь  душам  Светом  высшей  красоты!

Что  происходит  там,  где  зрела   красота?
Душа  внезапно  прикоснулась?  Ну...  смелей!
Продли  мгновение  на  год  души  своей!
И,  наконец,  пойми  предел  для  нет  и  да.

Тогда  свершенной  назовешь  судьбу  свою.
И  новый  круг,  родившись  заново,  начнешь...
Там…  в  новых  да  и  нет  осмысленность  найдешь!
Там…  Цель  иная  для  «хочу»  и  для  «творю»!

ТИШИНА

   Так  говорил  мне  Заратустра…
Гоним,  расстроен...  Повинуюсь  против  Воли...
Готов  уйти  от  вас,  друзья,  в  уединенье.
Медведь  в  берлогу...  В  чем  причина  же  гоненья?
То   Повелительница  требует  -  неволи! -

Но,  кто  Она,  и  как  зовут?  Я  говорил
Ее  вам   имя?   Как  разгневана  Она!
Вчера  со  мною  говорила  Тишина...
Когда  мой  сон  меня  в  силки  свои  ловил...

Да...  В  тот  безмолвный  час   Великой  Тишины,
Когда   часы  прервали  вдруг  свое  дыханье,
И  стрелки  замерли,  как  будто  в  наказанье,
Она  сказала  молча:
 -  Это  знаешь  ты... -

И  в  тихом  ужасе  я  замер.   Кровь  застыла...
Но  все ж  молчал.   И  во  второй  уж  раз  Она:
 -  Не  говоришь,  хотя  и  знаешь  это...   Да!  -
Тут,  наконец,   я   произнес:  -  Все  это  Было!

Хотя  и  знаю,  говорить  я  не  хочу!  -
Она  безгласно  продолжала:
 -  Ты  не  хочешь.
 О,  Заратустра,  ты  упрямо  силы   точишь,
 Не   прячься  в  дикое  упрямство!   Проучу! -

И  я,  как  маленький,   дрожа  уже  и  плача:
-  Да,  я  хотел,  но не  могу!   Избавь  меня...
   Все  это  выше  сил  моих.  -  Тогда   Она
 -  Причем  тут  ты?  Твоя  покорность  -  вот  задача...

 Скажи  мне  Слово  и  погибни! -  Я  в   ответ:
-  Да  разве  Слово  то  мое?   Кто я  такой...
   Не  стою  я  его  ни  жизнью,  ни  судьбой. -
Она  опять  безгласно   молвила  мне:  -   Нет!

 При  чем  тут  ты?   Покорность   шкурку не  нажила,
 Ведь  самой  жесткою  быть  шкурка  та  должна! -
Я  отвечал
-  Чего ж не   вынесла  она?
   Я  у  подножья  высоты  живу...  Забыла?

Как   высоки  мои  вершины,  я  лишь   знаю,
Хотя  никто  еще  мне  это  не  сказал...
Свои  долины   исходил  я  и  узнал.
Но...  горы  двигать  не  могу!   Не  понимаю...

        -  О,  Заратустра,  кто  горами  двигать  может,
 Приводит  низменность,   долины  во  движенье.
 Что  можешь  знать об  этом  ты  в  пылу  сраженья?
 Роса  в  безмолвии  ночном  тебе  поможет... -

-  Мои  слова  не  доходили  до  людей,
Хотя  я  Слово  нес  им  с гор  моих  заветных.
Они смеялись надо  мной  в  словах  ответных,
А  подо  мной...  земля  дрожала  без  идей...

-  Забыл  дорогу!   Разучился  уж  ходить! -
Кричали   люди  мне...    Тут  снова  Тишина:
  -  Что  до  насмешек  мне,  когда  твоя  волна
    Должна  приказывать  великое  и  жить! -

-  Не  достает  мне  рыка  льва,   повелевать...-
  -  Но,  разве  ты  не  знаешь,  Кто  им  всех  нужнее?
    Да  кто прикажет!  Что  же  может  быть  важнее!
    Имея  Власть,  ты не  желаешь  Ею  стать!

    Но  те  Слова,  что  бурю  сильную  рождают,
    Наитишайшие!   Они  ведь  правят  миром!
    А  мысли - голуби  проносятся  эфиром
    И  драгоценною  росою  выпадают...

    О,  Заратустра!  Тенью  будущего  стань,
    Так  будешь  ты  повелевать!
-   Но...  мне  так  стыдно -
 -  Ребенком  стань,  а  не  стыдись,  ведь  мне-то  видно,
    Что  гордость  юности  кипит  в  тебе,  как  встарь.

    Преодолеть  ты  должен  юность,  став  ребенком! -
Я  колебался,  и  дрожал,  и  произнес:
-  Я  не  хочу.  Я  до ребенка  не  дорос. -
Тогда  Она  захохотала...  дьяволенком...

И  этот  дикий  смех  мне  душу  разрывал,
Терзая  сердце  и  все  внутренности  тела.
В  последний  раз  Она  сказала:
  -  Ох,  не  дело...
 Плоды  созрели  на  тебе,   но  ты  не  встал!

 И  не  созрел  еще  для  них,   о,  Заратустра,
 Дозреть  иди  опять  в  свое  уединенье...-
И  засмеялась  снова,  только  в  удаленье...
И,  вдруг...  двойною  Тишиною  стало  пусто...

Я  на  земле  лежал,  а  пот  катился  градом,
И  вот  поэтому  иду   я  вновь  туда,
По  повеленью  Тишины,   дабы  Она
Опять  командовала  мною,  тихим  взглядом.

Друзья  мои!  Я,  самый  скрытный  их  людей,
Сказал  вам  все,  что  было  вечером  со  мною.
Весь  разговор  с  моей   царицей  Тишиною.
Но... разве  скуп  я,  уходящий  в  мир  теней...
   ……
И  вновь покинул  он  друзей  глубокой  ночью…
 Но,  я  была  с  ним,  и  все  видела  воочью...
   ……
 -  Пророк!  Ты  знал,  что  это  Слово  не  твое!
 Ты  сам  Ему  принадлежишь,  но  так   и  я,
 Как  эхо  Истины,  как   капля  бытия,
 Вторю  Ему,  но    и  Тебе  - "Всему  -  мое!"
    Так  говорит  душа  Феано...
 

Ф.НИЦШЕ  Далее  можно  посмотреть  -  переводы  прозы  в  стихи – книга  «Море  Ницше»  на  портале  «Семь Морей».



Из  книги  «Человеческое  -  слишком  человеческое».

 Любовь  и  Справедливость

Чрезмерно  ценят  все  Любовь,  но  почему
В  ущерб  тому,  что  Справедливостью  зовется?
Хотя  последняя  превыше  всех  взовьется,
Даруя  звезды  справедливому  Уму.

Ответ  прозрачен,  ведь  Любовь  глупа,  приятна,
Да  изобильно  раздает  подарки  всем,
Не  различая,  словно  дождь,  умы  совсем...
Она  промочит  всех  до  нитки,  вероятно...

Кто  заслужил  Ее,  кто  нет,  Ей  все  равно...
Но  Справедливость  в  Ней  творит  Добро  и  Зло...

 -81-

    Ошибки  страдающего  и  деятеля

Нельзя  вину  измерить  тяжестью  страданья
Несчастной  жертвы  потому,  что  вся  вина...
Для  виноватого   совсем  не  так  тяжка,
Как  представляется  вершащим  наказанье...

Когда  богатый  отнимает  у  плебея,
Его  возлюбленную,  то  не  ощущает
Ту  ценность  малого,  что  он  же  отнимает...
Привык  он  брать  и  отнимать   все,  не  жалея...

Ему  Природа  подарила  ценность  жизни
Совсем  иную,  чем  мечтанья  бедняка.
Его  души  он   не  заметит  свысока,
Да  не  поймет  терзанья,  боль  и  бурю  мысли...

Тот  и  другой  имеют  ложные  понятья
Не  только  друг  о  друге,  но  и  о  себе...
Об  уникальной  и  единственной  судьбе,
О  назначении  и  блага  и  проклятья...

Несправедливость  царских  действий  -  ложь,  обман.
Но  существо  с  высоким  предопределеньем
Не  подлежит  обычным  меркам  и  сужденьям,
Хотя  об  этом  все  толкуют,  стар  и  мал...

Мы  убиваем  комара  без  угрызений
Не потому,  что  совесть  спит,  а  оттого,
Что  комара  не  так  уж  важно  существо
В  обычном  мире  человеческих  воззрений

Ксеркс  отнимает  у  отца   родного  сына...
Велит  его  он  в   наказание  разрубить
За  недоверие  к  походу...  Но   судить...
Берется  каждый  с  колокольни  или  с  тына...

Поразмышляйте  -  сам  жестокий  человек
Не  так  жесток,  как  жертва  это  понимает,
Не  так,  как  кто - то  посторонний    наблюдает,
А  только  так,  как  было  Задано  на  век...

Причина  с  действием  спрягаются  умом,
Но  понимаются  превратно:  кверху  дном...

Нельзя  вину  измерить  тяжестью  страдания,
Как  это  делает  судья  для  наказания...

 -82-

                     Кожа  души

Подобно  тому,  как  сосуды  и  кости,
 Что  в  мякоти  тела  под  кожей  хранятся,
 Все  страсти  души  под  тщеславьем  таятся,
 Чтоб  вид  был  приличный,  как  званные  гости...

  Тщеславие  я  бы  сравнила  с  одеждой...
  А  кожа  души  -  это  самость,  гордыня.
  Как  цепи,  в  которых  тоскует  рабыня,
  Что  в  мыслях  живет  лишь  мечтой  и  надеждой...

  Ей  цепи к  лицу...  и  к  рукам,  и  к  ногам,
  Рабыню  не  впустит  божественный  Храм...
  Но только  она,  возлетевши  мечтой,
  Свободной  царицею  станет...  Собой.

Скорлупку  души,  как  и   цепи,  не  снять,
Коль  ум  не  захочет   начинку  понять...
Коль  он не  способен  себя  позабыть,
Чтоб  в  чувственных  токах  с  Земли  бы  уплыть

Землею  зовется  не  только  планета,
А  полюс  у  спина  -  замок  от  секрета...

 -83-

        Сон  добродетели

Лишь  после  глубокого  сна
Все   чувства  взыграют  сполна,
И  сон  Добродетели  станет
Целебным,  как  солнышко  встанет...

 -84-

                   Тонкость  стыда

Мы  стыдимся  не  того,  что  мысли  черны,
А  того,  что  нам  приписывают  их,
Мы  стыдимся  осуждения  других,
А  себе  прощаем  все  легко  и  вздорно...
 

 -86-

                 Стрелка  весов

Наше  мнение  во  славу  иль  в  хулу
Столь  зависит  от  возможности  блеснуть
Тем  умом,  что  не  даст  нам  отдохнуть,
Сколь  надежно  у  него  мы  во  плену...

 -87-

 Лук.  18,  14  в  исправленном  виде
Кто  себя  ежесекундно  унижает,
 О  возвышенной  душе  своей  мечтает...

 -88-

         Препятствие  самоубийству

Как  ни  странно,  существует  право  взять
Человеческую  жизнь,  да  и  отнять...
Чтобы  смерть  отнять  -  такого  права  нет,
Хороши ль  законы  наши  или  нет?

 -89-
                    Тщеславие

Очень  важно,  чтобы  мнение  людей
В  адрес  наш  равнялось   мнению б   друзей,
Ну,  во  первых  потому,  что  нам  полезно,
Во - вторых,  что  ближних  радуем  любезно...

Ну,  а  там,  где  нет  благого  пожеланья,
Говорим  мы  о  порочности  тщеславья.
В  этом  случае  себе  лишь  радость  дарит
Человек,  что  станет  в  тягость,  что  обманет...

Он  себя  оценит  мнением  других,
Но  сначала  он  обманет  хитро  их,
И  создаст  себе  такой  авторитет,
Что  никто  ему  не  скажет  слова  -  нет...

Интерес  к  себе  достигнет  высоты,
И  тщеславный  позабудет  про  дары,
Даже  выгоду  свою  отбросит  он,
Даже  завистью  он  станет  окружен...

Даже  всех  других  он  сделает  врагами,
Лишь  бы  радость  от  себя  к  себе  -  цунами.
Вот  тщеславия  порочное  лицо,
Словно  яд  или  прогорклое  винцо...

 -90-

       Граница  человеколюбия

Если  ты  назвал  кого - то  дураком,
Ну  а  он  проявит  ум  свой  с  огоньком,
Ты  рассердишься,  наверно,  на  него,
Даже  если  и  не  знаешь,  от  чего...

 -95-

            Мораль  зрелой  личности

Для  тех,  кто  только  собирается  идти
 Свой  Путь  по  жизненной  тропе
 Безличность  ценится  втройне
Моралью  общества,  что  жаждет  расцвести...

Все  -  К  общей  пользе  -  вот  морали  эталон,
 Для  постигающего  -  цель,
 Но  для  достигшего   уж  мель...
Мотивом  личным  он  как  благом  одарен.

Для  цельной  личности  иной  менталитет,
 А  недостаток  эгоизма
 Прольется  лавой  силлогизма,
Что  помешает  излучающему  Свет...

И  воспитание  "во  имя  государства",
 Пустые  жертвы  для  науки,
 Труд  "вопреки",  в  плену  разлуки,
Лишь  тормозят  его  исход  в  иные  царства...

Но  человек  Свободный  пользу  для  других
 Своею  собственной  считает,
 И  в  личных  целях  умножает
В  непонимании  и  сомнении  "слепых"...

Для  тех,  кто  цвел  и  кто  теперь  сам  плодоносит
 Уж  семена  давно  созрели,
 И  видит  он  иные  цели,
Он  духом  будущего  Свет  живущим  вносит...

Однако,  есть  средь  нас,  к  несчастию,  такие,
 Что  сок  тщеславья  размножают,
 Себя  созревшими  считают,
Но  сорняки  плодят  порочные,  земные...

 -97-

               Удовольствие  от  обычая

Источник  нравственности  дом  свой  свил  в  Привычке,
Да,  в  самом  деле,  легче,   лучше  и  приятней
Свершить  привычное  и  даже,  вероятней,
Оно  целительно  для  общества,  первично...

Соединение  приятного  с  полезным
К  тому ж  не  требует   глубоких  размышлений.
Приняв  обычай,  даже  с  силой,  принужденьем,
Мы  назовем  его  и  мудрым  и  небесным...

Тут   возникает  заключение,  что  ложно...
Обычай  - нравственен,  и  он  необходим
Для  проживания  до  благостных  седин,
И  как  условью  бытия  ему  быть  должно.

И  даже,  если  он  тяжел  и  так  суров,
Что  в  изменившихся  условиях  не  годен,
Его  упорно  утверждают  -  Благороден!
Обычай  предков  существует  сто  веков!

И,  привыкая,  мы  находим  радость  в   нем.
Он,  став  привычкой,  удовольствие  нам  дарит.
Житейской  мудрости  учение  не  вянет,
А  новым  цветом  расцветает,  ясным  днем.

Он  возвращает  нас,  прошедших  ночь  измены,
В  объятья  предков,  возвращает  в  Отчий  дом,
Не  страшно  то,  что  мы  изменимся  потом,
Вся  жизнь  течет  под  проявленьем  Перемены!

 -98-

     Удовольствие  и  социальный  инстинкт

Прекрасный  вывод  -  социальный  наш  инстинкт
Из  удовольствия...  растет  и  расцветает...
Но  отчего  же  он,  простите,  увядает?
И  с  чем  же  борется,  когда  идет  на  ринг...

Вот  пояснение,  что  Фридрих  предлагает -
Ряд  удовольствий  получая  от  других,
Вдобавок  к  тем,  что  от  себя  берем  самих,
Любой  из  нас  их  сохранить  всегда  желает...

Мы  унаследовали  это  от  зверей,
И  притяжение  полов  нас  увлекает,
И  каждый  сам  свою  игру  с другим  играет...
Любой  родитель  любит  собственных  детей.

От  чувства радости  приятнейшей  игры
Самих  себя  мы  постоянно  улучшаем,
И  одинаковость  с  другими  ощущаем,
И  создаем  союз  единый  без  вражды.

Так  социальный  наш  инстинкт  и  возникает -
Один  за  всех  в  бою   и  все  за  одного...
Но  кто  врагом,  простите,  вырос  для  него?
И  от  чего  он  постоянно  убегает...

Боится  он  не  зря  погибели  своей...
Ума  незрелого  слепых  поводырей...

 -102-

   Человек   всегда   поступает   хорошо.

Не  обвиним  же  мы  Природу  за  грозу...
Хоть  в  результате  промокаем  все  до  нитки...
И  не  осудим  за  медлительность  улитки
Еще  не  давшую  плодов  земли  лозу...

Однако,  мы  зовем  безнравственным  того,
Кто  причинил  нам  вред,  и  четко  объясняем
Свободной  воли  проявленья  и  дерзаем...
Не  замечать  необходимости  звено...

Необходимость  подменяем  словом  “воля”,
И  ошибаемся  при  этом  мы  всегда...
Свободной  волей...  убиваем  комара,
Что  кровь  сосет  из  нас...  Ему  такая  доля.

Мораль  людей  любого  общества  уважит
Необходимость  действий  самообороны.
Любое  зло  я  объясню  под  эти  тоны,
Любой  из  нас  на  трон  свой  мысленно  укажет...

Сократ  был  прав,  и  точно  так  сказал  Платон:
-  Что б  человек  ни  сделал  -  то  и  хорошо!
Любое  действие  ему  разрешено
Его  развитием!   По  “Сеньке”  и  престол...

 -104-

              Необходимая  самооборона
 
Значенье  слов  мы  понимаем  все  различно...
А  то,  что  с нами  не  согласно,  то...  двулично.

Признав  морально  допустимой  оборону
Необходимую  для  цели  выживанья,
Мы  эгоизм  вольем  в  фундамент  мирозданья,
И  оправдаем  всех...  и  вора  и  ворону...

Да,  в  самом  деле,  тот,  кто  зло  творит,   себя
Оберегает,  чтобы  в  трудных  буднях  выжить,
И  чтоб  невыгоду  свою  из  жизни  выжить...
Он  лжет,  ворует,  убивает,  все  не  зря...

И  существует  вид  намеренного  зла,
Где  не  встает  вопрос  о  выгоде  и  жизни.
Но  тот,  кто  зло  творит,  не  носит  злые  мысли!
Он,  как  ребенок,  лишь  играет  без  ума...

Не  зная  то,  какую  боль  чинит  другому!
А  знает  кто - либо  все  зло   от  дел  своих?
А  проследил  ли  кто  последствия  от  них,
А  захотел  бы  все  представить  по  иному...

Без  удовольствия  нет   жизни,  и  борьба
За  жизнь  идет  ежеминутно,  неустанно...
Любой  из  нас  ведет  борьбу  и  необманно,
Но  лишь  в  немногих  видят  зернышки  добра...

Кого - то  злым  считают,  а  кого - то  добрым...
Определяется  все  мерой  интеллекта
Того  борца  за  жизнь,  того,  мой  друг,  субъекта,
Кто  руководствуется  знанием  природным.

 -105-

     Вознаграждающая  справедливость

Когда - то  я  не  понимала,  почему
Я  не  люблю,  когда  меня  за  что - то  хвалят.
За  что  хвалить,  когда  ты  Временем  лишь  занят,
А  не  оценкою  других,  как  во  плену...

Под  справедливостью  пойми  -  Всему  свое!
Награды,  так  же  как  и  кара,  неуместны,
Коль  вы  достигли  Понимания  от  Весты.
Оценка  служит,  как  мотив  другим.  И  все!

И,  кто  наказан,  не  заслуживает  кару...
Но  отпугнуть  других  от  неких  скверных  действий
Должны  тот  час  же  мы  на  сцене  лицедействий.

Но  с  этой  целью  раздаем  мы  и  награду...
Кто  награждается,  ее  не  заслужил!
Он  просто  действовал,  как  должен  был.  И  все!
Но  одобрение  мы  выскажем  свое
Затем,  чтоб  кто - нибудь  все  это  повторил.

Однако:  -  Мудрый  за  Добро  не  награждает.
И  так  же:  -  Мудрый  не  накажет  и  за  Зло.
И  все  же:  -  Польза  для  людей  важна,  а  то,
Что  от  Тщеславия,  ее  не  уменьшает.

Когда - то  я  не  понимала,  что  хвалу
Я  не  любила  за  тщеславие  уму...

 -106-

                        У  водопада

  Я б  назвала  главу  и  так  -  Самообман
Свободы  действия  ума.  -  Каков  туман?

Когда  мы  смотрим  на  блистанье  водопада,
Свободу   воли  струй  игривых  наблюдая,
И,  произвол  изгибов  волн  переживая,
Мы  понимаем  всю  Законность  мыслепада.

Все  можно  вычислить!  Движение  любое!
Весь  водопад  мы  можем  точно  предсказать.
Вот  точно  так  же  человек  -  ему  подстать.
Его  поступки,  мысли,  действие  благое...

Когда  б   мы  были  ясновидящими  все,
То  каждый  миг  земной  смогли  бы  предсказать.
"Успех"  познания  и  зла   могли  бы  знать.
Самообман  свободы  воли  -  весь  в  игре:

Одно  из  данных  механизма  вычисленья
На  колее  Времен,  где  каждое  мгновенье
Для  всех  эпох  уж  существует  навсегда,
Как  водопад,  что  неизменен  никогда...

Далее  в  книге  «Море Ницше» - адрес  в  конце…



    Содержание книги «Море Ницше»

НИЦШЕПЛАН

ПЕРЕВОД СТИХОВ

С    ВЫСОКИХ   ГОР
ДЕМОН   ВЕЧЕРНЕЙ   ТОСКИ  -  ПЕСНЯ  ЧАРОДЕЯ
БЕЗЖАЛОСТНЫЙ   ОХОТНИК
СРЕДИ   ДОЧЕРЕЙ   ПУСТЫНИ
 ПЕРЕВОД    ПРОЗЫ
ИЗ   КНИГИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ, СЛИШКОМ  ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

ОТДЕЛ  1       О  ПЕРВЫХ  И  ПОСЛЕДНИХ  ВЕЩАХ

Отраженное  звучание
Явления  и  вещь  в  себе
Заблуждение  о  жизни   необходимо  для   жизни
Вариант  2

ОТДЕЛ   2       К  ИСТОРИИ   МОРАЛЬНЫХ   ЧУВСТВ

Что  можно  обещать
Уметь  ждать
Ценность  умаления
До  чего  может  привести  честность.
Что  наказуемо,  но  никогда  не  наказывается.
Любовь  и  Справедливость 60
Ошибки  страдающего  и  деятеля 62
Кожа  души 69
Сон  добродетели 73
Тонкость  стыда 74
Стрелка  весов 75
Лук.  18,  14  в  исправленном  виде 76
Препятствие  самоубийству 77
Тщеславие 78
Граница  человеколюбия 82
Мораль  зрелой  личности 83
Удовольствие  от  обычая 88
Удовольствие  и  социальный  инстинкт 92
Человек   всегда   поступает   хорошо. 97
Необходимая  самооборона 100
Вознаграждающая  справедливость 105
У  водопада 110
Безответственность  и  невинность

ОТДЕЛ   3            РЕЛИГИОЗНАЯ   ЖИЗНЬ

Двойная  борьба  со  злом
Истина  в  религии
Происхождение  религиозного  культа
Быть  религиозным  с  пользой
Повседневный  христианин
Доказательство  от  удовольствия
Опасная  игра
Неверие  художников
Искусство   и  сила  ложного   толкования

ОТДЕЛ  4             ИЗ  ДУШИ  ХУДОЖНИКОВ  И  ПИСАТЕЛЕЙ

Искусство  как  заклинатель  мертвых
Медленная  стрела  красоты
Чем  украшает  ритм
Искусство   подчиняет  скорбь  мыслителя
Играть   жизнью
Страдания  гения  и  их  ценность
Роковая  судьба  величия
к  -159-
Преувеличенная   самооценка  при
вере  в  художников  и  философов
Двойное   непонимание
Ключ
Остроумие
Мысли   в  стихах
Драконов   закон  против  писателей
Плохие  писатели  необходимы
Слишком  близко  и  слишком  далеко
Книги,   которые  учат   плясать
Незаконченные  мысли
Происхождение    веры
Esprit  fort
Возникновение   гения

ОТДЕЛ  5           ПРИЗНАКИ  ВЫСШЕЙ  И  НИЗШЕЙ  КУЛЬТУРЫ

Верность  как  доказательство  достоверности
Рост  интересного
Суеверие  в  одновременном
Наука  совершенствует   умение,  а  не  знание
Статуя  человечества
Предрассудок  в  пользу  крупного
Разум  в  школе
Изучение  многих   языков
На  четверть  часа  раньше
Годичные   кольца   индивидуальной   культуры
Отойти   назад  не  значит   отстать
Счастье  и  культура
Главный  недостаток   деятельных   людей
В   защиту   праздных
В   каком   смысле  деятельный   ленив
Censor    vitae
Побочный   результат
Осторожность  свободных  умов

ОТДЕЛ    6            ЧЕЛОВЕК     В     ОБЩЕНИИ

Двоякий   вид  равенства
Причина    противоречия
Равновесие   дружбы
Любезности
Заставить    ждать
Против   доверчивых
Среда  и  самомнение
Мотив   нападения
Предвидеть   неблагодарность
Самомнение

ОТДЕЛ   7            ЖЕНЩИНА   И  ДИТЯ

Совершенная   женщина
Дружба  и  брак
Родители   продолжают  жить   в  детях
От  матери
Мужская  болезнь
Браки  по  любви
Женская  дружба
Скука
Подтверждение    мнения   Господа
Близорукие   влюбляются
Любовь
Вдохновение  в  суждении  женщин
Кто   более   страдает
Счастье   в  браке
Слишком   близко
Золотая    колыбель
Приятные  противники
Диссонанс   двух  аккордов

ОТДЕЛ   8               ВЗГЛЯД    НА   ГОСУДАРСТВО

Культура  и  касты
к   -441-
Надежда  как  самомнение
Война
На  службе  монарха
Слишком  громкий  тон  жалоб
Мнимые  делатели  погоды  и  политики
Новое  и  старое  понятие  правительства
Справедливость  как  партийный  клич
Опасные  типы  революционеров
Мера
Новые  мнения  в  старом   доме
Невинная  коррупция
Ученые  в   качестве  политиков
Волк   спрятанный  за  овцой
Религия   и  правительство
Социализм  в  отношении  его  средств
Страх  государства  перед  духовным  развитием

ОТДЕЛ   9               ЧЕЛОВЕК   НАЕДИНЕ  С  СОБОЙ

Враги  истины
Мир  навыворот
Сильный  характер
Одно   необходимо
Страсть   к  делам
Спокойствие  в  деянии
Не  слишком  глубоко
Безумие   идеалистов
Самонаблюдение
Правильная  профессия
Благородство   умонастроения
Цель  и  пути
Возмущающие   в  индивидуальном  образе  жизни
Привилегия   величия
Непроизвольное  благородство
Условие   героизма
Друг
Использовать  прилив  и  отлив
Удовольствие  от  самого   себя
Скромный
Зависть  и  ревность
Благородный  лицемер
Досада
Представители   истины
Еще   тягостнее,  чем   враги
На   лоне   природы
Превосходство   каждого   в  известном  отношении
Верность  убеждениям
Жизнь  как  жизненная  выручка
Из  опыта
Истина
Основное   убеждение
Человеческая   участь
Истина   как  Цирцея
Опасность  нашей  культуры
Быть  великим  -  значит  давать  направление
Слабая  совесть
Бояться  света
Длина  дня
Жизнь  врага
Важнее
Воплощение  духа
Самонаслаждение  и  тщеславие
Веревка  благодарности
Прилежание  и  добросовестность
Образец  для  других
Любовь   и  ненависть
Исповедь
Самоудовлетворенность
Тень  в  пламени
Собственное  мнение
Происхождение   мужества
Опасность  личного  влияния
Непригоден  для  партийности
Плохая  память
Первая  мысль  дня
Возраст   самомнения
Любовь  и  честь
Предубеждение  в  пользу  холодных  людей
Смешение  причины  и  действия
Возраст  жизни  и  истина
Люди,  как  плохие  поэты
Утешение  для  ипохондриков
Любовь,  как  искусный  прием
Серьезность  в   игре
Об  убеждении  и  справедливости
Убеждение   есть   вера
-632-    (Осел   в    тине)
-636-     (Гениальность)
-637- (Огонь)
Странник
ЭПИЛОГ  СРЕДИ   ДРУЗЕЙ

                                             ТАК    ГОВОРИТ    ЗАРАТУСТРА

Часть   1

Предисловие    Заратустры
РЕЧИ   ЗАРАТУСТРЫ
О   трех   превращениях
О   кафедрах   добродетели
О   бледном   преступнике
О  дереве  на  горе
Из  главы   О  войне  и  воинах
О  базарных   мухах
О   Друге
О  тысяче  и  одной  цели
О  пути  созидающего
О  старых  и  молодых  женщинах
Об  укусе   змеи
P.S. О  противоядии
О  свободной  смерти
Танцевальная  песнь
О  возвышенных
О  поэтах
Надгробная   песня
О  самопреодолении
О   человеческой   мудрости
Тишина

ЧАСТЬ   3 Предисловие

Странник
О     видении  и   загадке
О  прохождении  мимо
Об  отступниках
Из   главы   О   духе  тяжести
ТУМАН
СЛАДКИЕ   МИНУТЫ
УЧУ   Я    ВАС
ДРУГУ

Часть 4

Другая    плясовая    песня
В    полдень
Беседа  с  Королями
МОЙ     ВЕНЕЦ
НАБЛЮДЕНИЕ
ПОСЛЕСЛОВИЕ
СВЕРШЕНИЕ      (Песнь  Чародея)

  ГЛАВЫ   ИЗ   КНИГИ ПО   ТУ   СТОРОНУ   ДОБРА   И   ЗЛА

ОТДЕЛ  4 АФОРИЗМЫ  И   ИНТЕРМЕДИИ

ПРО  ТЕБЯ,    ПРО   ГОСПОДИНА
МОЛОТ    ГОВОРИТ
ДОПОЛНЕНИЕ    ТВОЕ
ГЛАЗАМИ   ВЕЧНОСТИ
ЦЕННОСТЬ
ОЦЕНЩИК
К    "АНТИХРИСТУ"
ИЗ   "АНТИХРИСТА"
НАГОВОР
ВНЕ    ВРЕМЕН
МНЕ    НРАВИТСЯ
ИНТЕЛЛЕКТ
ВОЛЯ    К     ВЛАСТИ (*)
Ф.   НИЦШЕ
ОТКРЫТОЕ     ПИСЬМО
ЖИЗНЬ     ЭТО    МЫСЛЬ
ЛИЧНОСТЬ     И     СУТЬ
НЕ     ПОНЯТЬ
ВЕСНА
БЛАГОДАРЮ
БИОГРАФУ
ПОЙМЕТ    МЕНЯ
ХОЧУ...     ДИКТУЕТ
БЕЗДНА
АНТИЧНЫЙ  УМ
ТВОЙ     НЕВОД
 


 

Возврат на первую страницу
Море Ницше на форуме "Галактический Ковчег"
Весь материал находится в Библиотеке Острова Эхо
Сайт создан в системе uCoz